Образование


ГКУ  Детский дом № 4 "Солнышко"  осуществляет образовательную деятельность в соответствии с дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами, по 4 направленностям: социально-гуманитарное, художественное, техническое, физкультурно-спортивное.

Уровень образования

Базовый 

Проектная мощность — 30 человек.

ГКУ «Детский дом № 4 «Солнышко» в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ относится к организациям, осуществляющим обучение. Реализует дополнительные общеразвивающие программы, адаптированные к условиям работы в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ГКУ «Детский дом № 4 «Солнышко» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами, по 5 направленностям: социально-педагогическая , художественная, техническая, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая.

Информация о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам

Общая численность обучающихся :

на 01.01.2021 год — 30 воспитвнников

на 01.01.2022 год — 30 воспитанников

на 01.01.2023 год — 30 воспитанников

на 01.01.2024 год — 30 воспитанников.

на 01.01.2025 год - 27 воспитанников 

Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

ГКУ « Детский дом № 4 «Солнышко» не реализует образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц. В ГКУ « Детский дом № 4 «Солнышко» не обучаются иностранные граждане, в связи с вышеизложенным не заключены и не планируются к заключению договоры с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования и науки.

Форма обучения

В ГКУ «Детский дом № 4 «Солнышко» обучение ведется по очной форме.

Детский дом не осуществляет реализацию образовательных программам, в том числе адаптированных образовательных программам, в связи с чем электронное обучение и дистанционные образовательные технологии вышеуказанных программ отсутствуют.

Государственная аккредитация

Детский дом не осуществляет образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. А реализует дополнительные общеразвивающие программы, адаптированные к условиям работы в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Образовательные стандарты

Детский дом не осуществляет деятельность по ФГОСам.

Язык обучения

В ГКУ «Детский дом №4 «Солнышко» обучение ведётся на руссом языке.

Описание образовательной программы

В поправке к Конституции Российской Федерации статье 67 п.4 говорится о том, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному, физическому развитию детей, воспитанию гражданственности и уважению к старшим. Государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей. Исходя из этого, и строится наша программа. Фокусы внимания направлены на создание в организации условий воспитания, приближенных к семейным, расширение механизмов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, учет их мнений по вопросам в сфере детства. Миссия детского дома требует особых подходов к организации его жизнедеятельности. Детский дом рассматривается нами как целостный социокультурный организм, где весь воспитательный процесс опосредован формами социальных и межличностных отношений между всеми участниками. В детском доме выработана концепция, направленная на сотрудничество с ребенком, поощрение инициатив ребенка в принятии решений, затрагивающих его интересы, принятие воспитанника таким, какой он есть, создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка. Учебно-воспитательный процесс ведется с учетом возрастных особенностей и характеристик воспитанников, с индивидуальным и дифференцированным подходом. Центром педагогического процесса становится диалог между педагогами и воспитанником. Воспитанник воспринимается как субъект воспитания, то есть, переходим от детей-объектов к детям-субъектам. Фокус внимания направлен на позитивные изменения в жизни детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления о той или иной социальной роли. Такие представления у детей – сирот, поступившие в детские дома в основном из неадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в приютах, а те которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.

Основной особенностью социализации воспитанников детского дома является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации. Дети – сироты именно поэтому имеют проблемы в социализации, что их взаимодействие с обществом и отдельными его структурами сильно ограничено, а с родителями совсем отсутствует.

Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь. Общее физическое и психическое развитие воспитанников детского дома отличается от развития их ровесников, воспитывающихся в семье. Темп их психического развития замедлен, имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная жизнь и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля.

Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского дома к самостоятельной жизни. Они объясняются как его собственной сиротской судьбой, так и тем, то в специфических условиях детского дома часто формируется личность с социопатическим типом характера. Это объективные условия, они являются ситуацией развития социальной сироты. Между тем, в детском доме при соответствующей организации среды и целенаправленными педагогическими приемами возможно, хотя бы частично компенсировать негативное влияние среды развития воспитанника. Перед педагогами стоит задача – выпустить в самостоятельную жизнь человека, у которого сформированы:

- позитивное отношение к людям;

- способность делать выбор, принимать решения и нести за это ответственность;

- потребность в труде как образе жизни;

- способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей.

Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны проходить более глубокую подготовку к самостоятельной жизни.

Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно- эстетическому, правовому, трудовому развитию воспитанников.

Цель программы:

  • создание единого воспитательного пространства для развития, саморазвития и самореализации личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
  • создание комфортных условий для проживания, всестороннего индивидуально-личностного развития, творческой самореализации воспитанников детского дома;
  • формирование социальной активности воспитанников, участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;
  • содействие развитию личности ребенка посредством обучения детей основам демократических отношений в детском доме, в обществе, обучению управления собой, своей жизнью в коллективе, ненасильственному взаимодействию.
  • формирование личной готовности к самостоятельной жизни, профессионально-трудовой деятельности;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них основ культуры и общения, умений построения межличностных отношений;
  • привлечение воспитанников к здоровому образу жизни, формирование осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;
  • формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю;
  • развитие культуры детей в современных социальных условиях.

Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:

Программа рассчитана на детей от 3 до 18 лет. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

От 3 до 8 лет (младшие воспитанники) - период учения детей определенным правилам и нормам. Основным способом осуществления воспитательной деятельности с младшими детьми является трудовые поручения, творческая деятельность, конкурсы, игры, праздники, развлечения. В этот период происходит накопление социально значимого опыта: уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

От 9 до 13 лет (воспитанники среднего возраста) Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, игры на восприятие друг друга, спортивные игры, вечеринки, встречи с интересными людьми, праздники. В воспитании детей подросткового возраста таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений, и, прежде всего, ценностных отношений:

В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений детей.


От 14 до 18 лет (старшие воспитанники) - На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. Подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Ведущими формами работы с такими детьми становятся вечера отдыха, дискотеки, спортивные игры, дискуссии, тренинги, различные формы общественнополезной деятельности (благотворительные акции, экологические исследования и экспедиции, трудовые дела, проектная деятельность, дискуссионные площадки, слеты).