Школа приемных родителей
Аналитическая справка о работе «Школы приемных родителей
В октябре 2013 года на базе ГКОУ « Детский дом № 4 «Солнышко» пос. Солнечнодольск для подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей в семьи для воспитания была создана «Школа приемных родителей», разработан план мероприятий, способствующий подбору и обучению приемных родителей, создана и работает социально - психологическая служба.
Работа «Школы приёмных родителей» осуществляется по несколько направлениям.
Основными направлениями являются:
- диагностика;
- коррекционная и развивающая работа;
- просвещение;
- консультирование.
В детском доме широко поддерживаются и поощряются родственные связи, родственники воспитанников знакомятся с условиями передачи детей в семью на временное воспитание, родственникам оказывается помощь в сборе документов, в процессе общения и бесед выясняется психологическая атмосфера семьи, ее моральный климат. В детский дом приходят не только родственники воспитанников, но и граждане района и края.
Работа «Школы приемных родителей» предполагает:
- Через знакомство с ребенком, позволяет проверить себя, правильно ли кандидат в приемные родители принял решение взять воспитанника детского дома в свою семью, правильно ли оценил свои возможности.
- Через индивидуальную работу психолога и соц. педагога подготовить приемных родителей к приему в свою семью ребенка.
- Проводится цикл бесед согласно разработанного плана работы «Школы приемных родителей», психолог проводит тестирование на возможность совместного проживания с ребенком.
- Оказание помощи в оформлении документов на опеку, усыновление или создание приемной семьи
- Проводится работа психолога по адаптации ребенка и проживанию в семье.
Можно вроде успокоиться, ребенок передан в семью, все довольны, но возникают новые проблемы.
Основные проблемы, которые постоянно испытывают приемные семьи. Это психологическая адаптация детей в семье и школе, конфликтные ситуации, в которых участвуют приемные родители, дети, учащиеся и учителя, поведенческие проблемы и трудности в обучении. Наблюдая и сопровождая приемные семьи, мы пришли к таким выводам:
1. К сожалению, приемные родители часто не готовы принять детей такими, какими они есть на самом деле.
2. Приемные родители часто предъявляют слишком завышенные требования к детям, которые им выполнить не по силам.
3. Приемные родители постоянно сравнивают своих детей с приемными (конечно не в их пользу), что не допустимо.
4. Существуют проблемы внутри семьи, которые надо решать, и только потом брать приемного ребенка.
Возникает необходимость профессионального сопровождения приемных семей.
Главная задача сопровождения приемных родителей - объединить усилия команды специалистов и приемной семьи, чтобы помочь ребенку адаптироваться к жизни в новых условиях, найти свое место в приемной семье, войти в контакт со своим новым окружением, в особенности со школой и его сверстниками и всячески поддерживать его.
Сопровождение осуществляется командой специалистов, в эту команду входят кроме социального педагога и психолога, врач-педиатр, юрист. Наличие в этой команде медицинского работника обусловлено проблемами в здоровье и в развитии детей, помещенных в приемные семьи.
Очень важна индивидуальная работа ребенка с психологом. Необходимо следить за физическим и психологическим развитием ребенка в семье.
Необходимо осуществлять сопровождение не только ребенка, проживающего в приемной семье, но и приемных родителей. И работа с приемными родителями является наиболее сложной проблемой в системе сопровождения. Работа по сопровождению приемных родителей должна начинаться уже на этапе подготовки их в качестве кандидатов в патронатные воспитатели, приемные родители, опекуны и усыновители и продолжаться на протяжении всего времени нахождения ребенка в приемной семье.
Для эффективной работы «Школы приемных родителей» были созданы:
Презентации:
- «Презентация по программе подготовки принимающих родителей «Школа приемных родителей»;
- «Школа приемных родителей».
Книги:
- «Подготовка кандидатов в приемные родители»;
- «Этапы развития ребенка»;
- «Рабочая тетрадь для замещающих родителей»;
- «Рабочая тетрадь кандидата в замещающие родители».
Буклеты:
- «Школа приемных родителей»;
- «Дети и приемные родители»;
- «Перечень требований к усыновителям»;
- «Права и обязанности приемных родителей»;
- «Поиск и выбор своего ребенка»;
- «Разговор с супругом об усыновлении»;
- «Адаптация в приемной семье: рекомендации для приемных (замещающих) родителей;
- «Мотивация принимающих родителей (советы специалистам)»;
- «Есть такая профессия – приемная мама».
В «Школе приемных родителей» прошли обучение и получили сертификаты 34 кандидата в усыновители, опекуны, из них 6 человек обучались в 2015 году
-
В детском доме широко поддерживаются и поощряются родственные связи, родственники воспитанников знакомятся с условиями передачи детей в семью на временное воспитание, родственникам оказывается помощь в сборе документов, в процессе общения и бесед выясняется психологическая атмосфера семьи, ее моральный климат. В детский дом приходят не только родственники воспитанников, но и граждане района и края
-
Порядок подготовки лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах