Подробнее о Детском Доме
Детский дом «Солнышко» создан в июле 2005 года на основании распоряжения Правительства Ставропольского края от 27 апреля 2005 года № 155 – рп« О создании в Ставропольском крае государственных образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Управление детским домом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
В Детском доме формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся:
- Коллективное собрание работников Детского дома;
- Педагогический совет;
- Попечительский совет;
- Совет воспитанников Детского дома.
Все перечисленные структуры совместными усилиями решают основные задачи учреждения в соответствии с уставом детского дома.
Непосредственное управление детским домом осуществляет директор, назначенный на эту должность и освобождаемый от нее Учредителем.
Согласно лицензии, выданной министерством образования и молодежной политики Ставропольского края, государственное казенное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 4 «Солнышко» имеет право на ведение образовательной деятельности по программам «Духовность – основа социализации личности воспитанников детских домов», « Укрепление здоровья и формирования здорового образа жизни воспитанников детских домов», «Дополнительное образование взрослых и детей»
Программы составлены на основании многолетней работы детских домов целого ряда регионов России, учитывают свершившиеся коренные переломы в социальной жизни страны, содействует организации воспитания как фактора вхождения воспитанника в самостоятельную жизнь в обществе.
Задачи воспитательно-образовательной деятельности учреждения в 2019 году
1. Продолжать обучать воспитанников житейским умениям и навыкам, приобщать к общественно-полезному труду для успешной адаптации в социуме и интеграции в общество.
2. Активизировать познавательную деятельность воспитанников и способствовать развитию учебных навыков.
3.Развивать у воспитанников потребности в здоровом образе жизни и ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
4. Формировать нравственные ценности у воспитанников с целью профилактики правонарушений и безнадзорности.
5. Подготавливать воспитанников к проживанию в замещающей семье и освоению новых социальных ролей.
6. Организовывать психолого-педагогическое сопровождение выпускников и семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Осуществлять мероприятия, направленные на защиту прав и социальных гарантий воспитанников детского дома в соответствии с нормативно-правовыми документами и Законодательством РФ, Ставропольского края.
Направления воспитательной работы детского дома на 2019 год:
1.Приобщение к здоровому образу жизни программа « Азбука здоровья и красоты»:
•гигиена мальчика, подростка и девочки,
•физическая культура
•культура гигиены: чистота тела и свежесть кожи, гигиенические требования к рукам, уход за волосами, гигиена полости рта и т.д.
•увлечение спортом
•отрицательное отношение к алкоголю, курению и наркотикам.
2.Гражданско-нравственно-правовое воспитание программа «Дерево жизни»:
•активизация деятельности в рамках гражданско-патриотического воспитания;
•умение правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков, ориентироваться в традициях народной культуры;
•сформированность у воспитанников таких качеств, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь;
•повышение уровня толерантности, снижение степени идеологического противостояния;
•упрочение единства и дружбы между воспитанниками разных национальностей;
•формирование у воспитанниковнравственнойкультуру миропонимания;
- формирование осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
- воспитание доброго отношения к окружающим людям, сверстникам;
- воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям;
- воспитание этических норм поведения;
- формирование правовой культуры;
- воспитание уважения к закону, к правами интересам каждой личности;
- формирование бережного отношения к общественному и личному имуществу.
- правовое просвещение воспитанников, как основа формирование знаний и умений ориентации в социуме для решения житейских проблем.
3. Трудовое воспитание и профориентационная работа с воспитанниками«Выпускник».
Наша задача – возродить трудовое воспитание в детском доме с учетом изменившихся социально-экономических условий и потребностей:
•воспитывать уважительное отношение к своему труду и труду других людей;
•формировать психологическую установку и понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов и главного способа реализации человека;
•вооружить воспитанников основными трудовыми, житейскими умениями и навыками;
•формировать убеждение о том, что труд по самообслуживанию – это проявление принципа справедливости, это способ избежать эксплуатации одного человека другим на бытовом уровне.
Трудовая деятельность и трудовое воспитание должны сочетаться с профориентационной работой, главными задачами которой должны стать:
•предоставление максимума информации о профессиях, специальностях, необходимых в данном экономическом районе;
•вооружение информацией о порядке и условиях поступления в учебные заведения;
•помощь воспитанникам в выборе профессии на уровне социально-психологической консультации;
•организация экономического воспитания. Участие в проекте «Финансовая грамотность».
4.Повышение творческого потенциала воспитанников:
•создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности;
•участие в конкурсах, фестивалях, выставках различных уровней;
•посещение кружков дополнительного образования;
•участие в проектной деятельности.
ВГКУ«Детский дом № 4 «Солнышко» действует следующая структура дополнительного образования:
Художественно – эстетическое:
Хореографическая студия «Мечта»;
Вокальная студия «Солнечные лучики».
Декоративно – прикладное:
Швейная студия «Очумелые ручки»;
Мастерская «Мастерица».
Информационные технологии:
Компьютерный клуб.
5.Подготовка воспитанников к жизни в замещающей семье и семейной жизни программа « Муж-отец-хозяин» и «Азбука семейного воспитания в условиях детского дома»:
•формирование у воспитанников основных понятий об этике и психологии семейных отношений;
•освоение новых социальных ролей;
•формирование положительного отношения к родственникам;
•приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи.
6.Профилактическая работа в области правонарушений, употребления ПАВ, проявлений экстремизма:
•предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему воспитательных часов, общих мероприятий детского дома, с помощью индивидуальных бесед;
•формирование у воспитанников представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности;
•индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением заключается в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
7.Развитие детского самоуправления:
•активное содействие сплочению коллектива;
•формирование у воспитанников сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям;
•взаимодействие с педагогическим коллективом;
•формирование у воспитанников социально-значимых ценностей и норм поведения необходимых, для выбора жизненного пути и успешной адаптации.
В здании детского дома предусмотрены следующие функциональные зоны и помещения:
для проживания детей;
для отдыха, игр, занятий;
для хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья, приготовления и приема пищи;
для медицинского обслуживания;
административно-хозяйственного назначения;
санитарно-бытовые помещения.
В учреждении созданы благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному,духовному,нравственномуифизическомуразвитию детей. Проживание детей организовывается по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу.
Воспитательные группы формируются преимущественно по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья, прежде всего полнородных и не полнородных братьев и сестер, детей - членов одной семьи или детей, находящихся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье. Численность детей в группе не превышает 8 человек, а в возрасте до 4 лет - 6 человек , количество групп – 5:
- в группе имеются две спальни на 4 человека (площадь каждой спальни 30 м 2) оборудованы кроватями, прикроватными ковриками, прикроватными тумбочками, плательными шкафами по количеству детей, из каждой спальни есть выход в санузел (в группе 2 санузла и ванная комната),
- в санитарной комнате имеется гладильная доска, сушилка, стиральная машинка автомат, рядом с умывальной раковиной имеются одноразовые полотенца;
- игровая комната (площадь 31м2) оборудована мягким уголком, обеденным столом со стульями, корпусной мебелью, теле - видео аппаратурой и музыкальным центром;
- учебный класс (площадь 30 м 2) оборудован письменными столами,стульями, корпусной мебелью для хранения книг и учебных пособий, компьютером.
В детском доме имеется помещения прачечной для стирки постельного белья, полотенец и личных вещей.
В детском доме имеется библиотека с читальным залом, компьютерный класс, тренажерный зал, комната для отдыха и приема родителей и кандидатов в приемные родители и усыновители, музыкальный зал (80 м 2), медицинский блок.
За все прошедшие годы в детском доме воспитывалось – 223 ребенка.
В учреждении ведется работа по поддержке отношений воспитанников с родителями, лишенными родительских прав посредством переписки, телефонных звонков, встреч на территории детского дома, а также оборудовано помещение для встреч с родными и близкими.
Для реализации цели и задач в Учреждении созданы структурные подразделения:
- Семейный центр:
- Школа приемных родителей;
- Служба постинтернатного сопровождения выпускников детских домов;
- Служба примирения.
Служба сопровождения замещающих семей;
Служба сопровождения биологических родителей.
Грамотная организация деятельности подразделений, подбор компетентных специалистов, обеспечение условий для эффективной реализации программ дали положительный результат.
За 14 лет существования детского дома было возвращено в биологическую семью или передано под опеку:
- передано под опеку –79 человек;
- возвращено в биологическую семью – 39 человек;
- передано в приемную семью- 13 человек;
- усыновлено – 17 человек;
- передано в патронатную семью – 4 человека.
С 2013 года на базе детского дома функционирует «Школа приемных родителей».
В ГКУ « Детский дом № 4 «Солнышко» пос. Солнечнодольск для подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей в семьи для воспитания была создана «Школа приемных родителей», разработан план мероприятий, способствующий подбору и обучению приемных родителей, создана и работает социально - психологическая служба. Работа «Школы приёмных родителей» осуществляется по несколько направлениям.
Основными направлениями являются:
•диагностика;
•коррекционная и развивающая работа;
•просвещение;
•консультирование.
В детском доме широко поддерживаются и поощряются родственные связи, родственники воспитанников знакомятся с условиями передачи детей в семью на временное воспитание, родственникам оказывается помощь в сборе документов, в процессе общения и бесед выясняется психологическая атмосфера семьи, ее моральный климат, в детский дом приходят не только родственники воспитанников, но и граждане района и края. Работа «Школы приемных родителей» предполагает:
1.Через знакомство с ребенком, позволяет проверить себя, правильно ли кандидат в приемные родители принял решение взять воспитанника детского дома в свою семью, правильно ли оценил свои возможности.
2.Через индивидуальную работу психолога и соц. педагога подготовить приемных родителей к приему в свою семью ребенка.
3.Проводится цикл бесед согласно разработанного плана работы «Школы приемных родителей», психолог проводит тестирование на возможность совместного проживания с ребенком.
4.Оказание помощи в оформлении документов на опеку, усыновление или создание приемной семьи
5.Проводится работа психолога по адаптации ребенка и проживанию в семье.
Можно вроде успокоиться, ребенок передан в семью, все довольны, но возникают новые проблемы.
Основные проблемы, которые постоянно испытывают приемные семьи. Это психологическая адаптация детей в семье и школе, конфликтные ситуации, в которых участвуют приемные родители, дети, учащиеся и учителя, поведенческие проблемы и трудности в обучении.Наблюдая и сопровождая приемные семьи, мы пришли к таким выводам:
1. К сожалению, приемные родители часто не готовы принять детей такими, какими они есть на самом деле.
2. Приемные родители часто предъявляют слишком завышенные требования к детям, которые им выполнить не по силам.
3. Приемные родители постоянно сравнивают своих детей с приемными (конечно не в их пользу), что не допустимо.
4. Существуют проблемы внутри семьи, которые надо решать, и только потом брать приемного ребенка.
Возникает необходимость профессионального сопровождения приемных семей.
Главная задача сопровождения приемных родителей - объединить усилия команды специалистов и приемной семьи, чтобы помочь ребенку адаптироваться к жизни в новых условиях, найти свое место в приемной семье, войти в контакт со своим новым окружением, в особенности со школой и его сверстниками и всячески поддерживать его.
Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что сопровождение приемной семьи должно быть поэтапное, пошаговое. Кроме того, оно должно проводиться постоянно, и не может быть ограничено во времени, то есть, осуществляться до тех пор, пока ребенок находится в приемной семье.
Сопровождение должно быть четко спланировано и организовано. Необходимо составление: индивидуального плана развития и реабилитации ребенка в семье; плана текущего сопровождения семьи и ребенка; проведение мониторинга развития ребенка в семье; проведение психолого-медико-социальных консилиумов и д.р.
Сопровождение должно осуществляться командой специалистов, в эту команду должны входить кроме социального педагога и психолога, врач-психиатр, врач-педиатр, юрист. Наличие в этой команде медицинских работников обусловлено проблемами в здоровье и в развитии детей, помещенных в приемные семьи.
При сопровождении ребенка, помещенного в приемную семью, необходимо посещать не только семью, но и образовательные учреждения, детские сады и другие образовательные учреждения, для того, чтобы лучше узнать о процессе социализации ребенка в обществе. Эти посещения должны стать регулярными для команды специалистов. Очень важна индивидуальная работа ребенка с психологом. Необходимо следить за физическим и психологическим развитием ребенка в семье (проведение ежеквартальных мониторингов развития ребенка, психолого-педагогических и медико-социальных консилиумов)
Необходимо осуществлять сопровождение не только ребенка, проживающего в приемной семье, но и приемных родителей. И работа с приемными родителями является наиболее сложной проблемой в системе сопровождения. Работа по сопровождению приемных родителей должна начинаться уже на этапе подготовки их в качестве кандидатов в патронатные воспитатели, приемные родители, опекуны и усыновители и продолжаться на протяжении всего времени нахождения ребенка в приемной семье.
На этапе подготовки приемных родителей необходимо особое внимание уделять социальному окружению потенциальной приемной семьи. Проводить беседы с соседями, знакомыми, близкими родственниками, коллегами по работе, для того чтобы выяснить истинную мотивацию семьи, изъявившей желание принять к себе ребенка-сироту и предупредить возможность развития негативных последствий семейного устройства ребенка.
Подготовки ребёнка к устройству в приёмную семью.
Воспитание детей в интернатных учреждениях в полном объёме может решить только одну задачу: обеспечить физическую безопасность. Реальность детского дома -это замкнутое территориальное пространство, на котором однообразно воспроизводится ограниченная субкультура. Массовый, коллективный характер воспитания, высокая степень регламентации и монотонность жизни воспитанников, отсутствие свободы выбора и «свободных зон развития» ребёнка, непостоянство (частая сменяемость) взрослых, воспитывающих детей, отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом – всё это крайне затрудняет последующую социализацию воспитанников. До недавнего времени будущее воспитанников детских домов – их развитие, востребованность и самореализация – было предопределённым и достаточно не оптимистичным.
Ситуация в обществе меняется. Если ранее сотрудники интернатных учреждений были ориентированы на то, что дети будут находиться в учреждениях до совершеннолетия, и готовили детей к самостоятельной жизни, теперь, благодаря распространению различных моделей принимающих семей, у детей значительно больше шансов обрести семью. Это ставит перед сотрудниками детских учреждений новые задачи, главной из которых является подготовить семью и ребёнка к совместной жизни.
Необходимость подготовки ребенка к передаче в принимающуюсемью обусловлена влиянием его травматического опыта на ситуацию семейного жизнеустройства. Среди факторов, негативно влияющих на протекание процесса адаптации ребенка в принимающей семье, исследователи выделяют институциональный стаж (длительность пребывания ребенка в условиях сиротского учреждения), жестокое обращение в кровной семье, смерть и алкоголизм кровных родителей. Травматические переживания прошлого оказывают влияние на самоощущение ребенка-сироты по отношению к приемным родителям. Вступая с приемными родителями в отношения вторичной привязанности, дети стремятся испытывать к новым родителям только позитивные чувства, считая источником всех неприятностей только себя. Следствием подобной позиции становится страх ребенка не соответствовать ожиданиям приемных родителей,вновь оказаться в государственном учреждении. Многие принимающие родители и специалисты учреждений, работающих с детьми-сиротами, убеждены в безусловном желании ребенка, оставшегося без попечения родителей, попасть в новую семью, и это желание, по их мнению, должно стать важнейшим фактором успешной адаптации. Однако ребенок может испытывать смешанные чувства при переходе в новую семью:страх покидать знакомое учреждение, «предать» кровную семью, потерять свободную, независимую жизнь.
В Программе:
определены основные содержательные направления сопровождения ребенка в период подготовки к жизни в приемной семье, а также ориентированные на формирование готовности к созданию семьи и жизни в семье в перспективе;
предложен набор диагностических инструментов, позволяющих проанализировать психологическое состояние ребенка и степень его готовности к жизни в семье;
представлены критерии готовности ребенка к жизни в семье, которые представляют ожидаемые результаты от реализации программы;
представлен набор методических материалов, касающихся подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни в семье.
Программа представляет собой единую систему справочно-аналитических материалов, методических материалов и практикумов.
Целью Программы является психолого-педагогическая подготовка ребёнка к проживанию в приёмной семье, предотвращение повторного сиротства.
Задачи:
определить степень готовности ребенка к устройству в приемную семью, выявить особенности его представлений о семье;
сформировать у ребенка позитивный образ будущей (приемной)семьи и семейных отношений;
сформировать готовность ребенка к принятию семейного уклада жизни, новых особенностей быта, правил, традиций семьи и т.п.;
развить эффективные способы коммуникации ребенка с приемными родителями, другими членами семьи, социумом;
способствовать развитию у ребенка навыков эмоциональной саморегуляции, созданию идентичности и самопринятия;
создать условия для благоприятного прохождения периода адаптации ребенка через организацию психологического сопровождения семьи;
учитывать интересы ребенка, оставшегося без попечения родителей, на всех этапах семейного жизнеустройства.
Положительно влияют на развитие и воспитание детей (развивает самостоятельность, организованность и ответственность), организованные в учреждении кружки и секции: спортивный кружок, основы компьютерной грамотности,вокальный кружок, хореографический кружок, музыкальная грамота, кружок рукоделия .
Реализация программ дополнительного образования идет через организациюзанятийв основном во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами.Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем учреждении, направлена на то, чтобы жизнь воспитанников стала для них интересной и полезной, на выявление и поддержание талантливых и одаренных детей.
Хореографический коллектив «Мечта» участвовал в выступлениях, посвященных Дню учителя, Новому году и Рождеству, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню защиты детей.
Проводимые музыкальным руководителем занятия выявляют более одаренных,с хорошим голосом, чувством ритма, правильным интонированием мелодий. С каждым воспитанником вокальной студии «Солнечный лучик» планируется и проводится индивидуальная работа, такие дети становятся солистами в своих вокальных группах, выступают на праздниках, участвуют в конкурсах, фестивалях, проводимых в поселке, крае.
Овладение программным материалом в компьютерном клубе проходит по двум направлениям: «Основы мультимедийных технологий», в процессе которого воспитанники приобретают основные навыки работы на ПК, коллективной разработке проектов. Главной особенностью направления «Основы компьютерной графики» является то, что ребята учатся сами создавать проекты, с элементами исследовательской работы, что позволяет проявлять изобретательность, творчество, фантазию при создании собственных проектов.
Творческую мастерскую «Мастерица», с большим удовольствием посещают младшие воспитанники. Занятия в мастерской направлены на творческое развитие личности каждого ребенка, на формирование у ребят чувства прекрасного, совершенствование моторных навыков, развитие образного мышления, фантазии, творческих способностей, что дает положительные результаты: ребята с высоким мастерством и творчеством готовили свои работы к тематическим праздникам: «Новый год» и «Рождество», « День учителя», « Пасха», « Подарки ветеранам ВОВ» и др. Работы воспитанников участвовали во всевозможных конкурсах, выставках и фестивалях.
На занятиях швейной студии «Очумелые ручки» воспитанники получают знания и умения практической работы на швейном оборудовании, знакомятся с историей костюма, основами композиции в одежде, различными видами художественной отделки; самостоятельно разрабатывают творческие проекты, с учетом современных направлений моды, актуальных технологических и конструкторских решений.
В 2018 году спортивно - оздоровительным кружком «Спорт» реализовывались следующие задачи:
- Создание и развитие эффективной системы коллективного взаимодействия детей и взрослых в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивно- массовой деятельности.
- Повышение качества знаний и умений воспитанников в области физической культуры и спорта, формирование здоровьесберегающей компетентности.
- Повышение мотивации воспитанников к физическому самосовершенствованию,развитию функциональных возможностей организма и работоспособности средствами лёгкой атлетики.
- Популяризация всредевоспитанниковсамостоятельного активного отдыха и досуга.
В 2018 году больше всего воспитанников занималось футболом. Ребята активно и результативно участвовали в районных соревнованиях.
Успешно функционирует секция «Дзюдо». Занятия ведёт мастер спорта международного класса, чемпион Мира по смешанным единоборствам Атоян Т.С.
Были сформированы и регулярно работали в спортивных залах и на спортплощадках детского дома группы занятий по интересам в сопровождении педагогов детского дома.
В течение всего учебного года в детском доме проводились соревнования по различным видам спорта, подвижные игры и спортивно- оздоровительные мероприятия на свежем воздухе. Абсолютно все воспитанники с энтузиазмом принимали участие в традиционных месячниках здоровья, где показывали и совершенствовали свою спортивную подготовку, проявляли культуру здорового образа жизни.
Деятельность Детского совета.
Одной из форм организации жизнедеятельности коллектива наших воспитанников является- детское самоуправление, которое способствует развитию–самостоятельности воспитанников в принятии и реализации решений, их социализации. Детское самоуправление играет важную роль в развитии лидерских качеств воспитанников. Совет воспитанников является главнымисполнительныморганомдетского самоуправления, его деятельность регламентирована «Положением о совете воспитанников». Совет активно содействует становлению сплоченного коллектива, формированию в каждом из них сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям, обеспечивает развитие творчества, инициативы, формирование ответственности и активной гражданской позиции, создает условия для развития отношений заботы друг о друге, о детском доме, о младших, взаимопонимания детей и взрослых.
Состав совета избирается на общем собрании воспитанников детского дома. Совет возглавляет председатель, избранный открытым голосованием общего собрания воспитанников. Куратором совета воспитанников является методист детского дома.
В Детский совет избираются наиболее активные, творческие, инициативные лидеры групп, пользующиеся у своих товарищей авторитетом. Сложившаяся система самоуправления воспитывает у ребят активную жизненную позицию. Сегодня, мы можем уверенно сказать, наше самоуправление достигло достаточно высокого уровня. Дети научились видеть - где могут быть полезны и применить свои знания, энергию, проявить самостоятельность. Конечно, свои действия детский актив согласовывает с директором, администрацией педагогами.
Работа, проводимая детским советом в 2016 году, по реализации основных задач, как и предыдущем году осуществлялась по четырём основным направлениям:
1. Социально правовая деятельность.
2. Деятельность по активизации творческого потенциала воспитанников.
3. Спортивно оздоровительная деятельность.
4. Организационная деятельность.
В этом году приоритетными направлениями реализации социально правовой деятельности являлись: гражданско-патриотическое становление воспитанников,стимулирование социальной ответственности и развитие правовой культуры. Детский совет прилагал большие усилия для создания условий по предотвращению правонарушений в детском доме. Проводились занятия по основам правовой грамотности и повышению правовой культуры.
Детский совет принимает активное участие в трудовом воспитании детей, по инициативе детского совета ведется работа в трудовых бригадах детского дома.